Категории раздела

Наш опрос

Оценка DJ Anton Stigmat
Всего ответов: 30

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

DJ ANTON STIGMAT
Понедельник, 19.11.2018, 14:21
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Битмэтчинг
Счетчик BPM – это устройство, обычно встраиваемое в микшеры и цифровые вертушки, которое автоматически определяет темп проигрываемой композиции. С момента массового распространения счетчиков BPM многие начинающие диджеи спрашивают одно и то же: «Зачем мне учиться битмэтчингу, если мой Pioneer CDJ-1000/Traktor/микшер определяет темп треков сам?». В этой статье я постараюсь объяснить свою точку зрения на этот вопрос.
Счетчики BPM есть не везде

Начнем с того, что не во всех клубах стоит оборудование со встроенными счетчиками BPM. Более того, реалии жизни таковы, что тебе, как новичку, поначалу придется играть в не самых гламурных местах вроде кафе или пабов. Такие заведения, естественно, не склонны расходовать слишком много денег на диджейскую аппаратуру, поэтому вариант «пара CDJ-100 плюс двухканальный микшер» встречается там сплошь и рядом.

Представь себе такую картину. Антон (DJ Supa-Kool) месяцами тренировался у себя дома, но решил не тратить время на обучение битмэтчингу, а полностью положиться на счетчики BPM своих проигрывателей. Все идет как по маслу. Через полгода Антон записывает отличный микс и рассылает его по клубам. Антону звонит восторженный арт-директор и приглашает на прослушивание.

Антон приходит в клуб перед началом вечерней программы, достает CD, наушники, и… с ужасом обнаруживает, что на плеерах в клубе нет счетчиков. Карьера DJ Supa-Kool отброшена на месяцы назад после первого же перехода между треками. Антон с позором возвращается в свою спальню учить «матчасть», от которой никуда не деться – битмэтчинг.
Техника не сделает все за тебя

Автоматические счетчики BPM могут ошибаться, особенно если ты играешь музыку со сложным ритмическим рисунком. Кроме того, точность многих счетчиков – 1 BPM, а это целых 0.78% при темпе 130 BPM; с разницей даже в половину этого значения расхождение треков становится заметным уже через 10-20 секунд.

Не знаю, как ты, а я бы не был готов рисковать своей репутацией, всецело доверившись такому ненадежному решению.
Как профессионалы используют счетчики

«Что? JM, ты же только что разбомбил счетчики BPM в пух и прах, а теперь говоришь, что профессионалы их используют?». Да, используют – но не так, как новички.

На счетчик я смотрю в самом начале процесса битмэтчинга, чтобы быстро понять, где треки находится друг относительно друга в смысле темпа. Я даже позволяю себе подвинуть питч нового трека так, чтобы попасть на то же значение BPM, что и текущая композиция. Но после этого я все равно довожу процесс битмэтчинга – всю тонкую работу – на слух! Таким образом, использование счетчика просто позволяет сэкономить время.

Итак, счетчик BPM – это не более чем полезный инструмент, который помогает сэкономить время и проверить себя. Но будь осторожен! Играть, чрезмерно полагаясь на него – все равно, что пытаться выиграть заплыв в спасательном жилете, не умея плавать. Если ты всерьез решил заняться диджеингом, от битмэтчинга не уйти. Но это не страшно.

Итак, ты готов потратить несколько ближайших недель на обучение битмэтчингу. Отлично! Главное – не сдаваться. Если ты будешь упорно тренироваться, прогресс будет очень быстрым. Я обещаю!

Пара общих фраз: во-первых, я исхожу из предположения, что ты играешь на пластинках. Если ты предпочитаешь CD – не проблема, просто в процессе чтения подглядывай в статью об особенностях работы с этим носителем, чтобы узнать, как то или иное действие выполняется на CD-плеере.

Во-вторых, чтобы научиться битмэтчингу, тебе понадобятся две одинаковые пластинки, поэтому позаботься об этом заранее. Мы будем работать с одним и тем же треком на обеих. Важно, чтобы удары бочки на этом треке были чистыми и хорошо различимыми: «бум, бум, бум, бум».

Итак, сначала мы будем учиться находить первый бит трека и стартовать с него пластинку. На этой стадии тебе понадобится только одна вертушка, пусть это будет правая. Практиковаться будем в наушниках, чтобы лишний раз не злить соседей. Для этого на микшере закрой все фейдеры, а нужный канал выведи в Cue Mix с помощью кнопок выбора.

Положи пластинку на блин и запусти вертушку кнопкой Start/Stop. Питч должен стоять на нуле. Для начала убедимся, что скорость вращения (33 или 45 RPM – оборотов в минуту) выбрана правильно. Опусти иглу в любое место трека и послушай несколько секунд. Если ты слышишь что-то похожее на тягучие завывания, или, наоборот, ускоренную музычку, как в мультфильмах, то скорость нужно поменять. Это запросто сделать с помощью кнопок выбора скорости 33 RPM и 45 RPM.

Примечание: RPM стороны иногда указывается на яблоке, но пока ты его найдешь, вечеринка закончится и все разойдутся. Опытный путь – самый быстрый.

Наша задача – найти удар бочки, с которого начинается композиция. Это первый «бит» трека.

Сначала опусти иглу на «тишину» в самом начале пластинки, у края. Мы договорились, что вертушка запущена и пластинка вращается. Конечно, можно подождать, пока тишина закончится и начнется трек, но мы же нетерпеливые, верно? Поэтому «перемотаем» пластинку к началу композиции.

Для этого останови пластинку, аккуратно нажав на нее средним пальцем в пустой области вокруг яблока, подальше от иглы. Блин под пластинкой будет продолжать вращаться, но сама пластинка будет стоять.

Теперь «перемотай» пластинку, не отрывая пальца, до тех пор, пока не услышишь начало трека. Возможно, ты по инерции зайдешь слишком далеко, тогда придется «мотнуть» назад, к началу. Кстати, некоторые диджеи, чтобы найти начало трека, ставят иглу за ним и «мотают» назад – это дело вкуса и привычки.

Когда ты нашел первый удар (его сложно с чем-нибудь спутать), отпусти палец и быстро перемести его к внешнему краю пластинки, остановив ее там. Эта позиция позволяет более точно «прощупать» первый удар и запустить трек. Освойся с положением бита, поиграв с ним «в скретч», водя пластинку вперед-назад.

Совет: Тебе не всегда будет нужно запускать трек сразу после того, как ты нашел первый бит. В таком случае ты можешь зафиксировать его положение до тех пор, пока он тебе не понадобится. Свободной рукой нажми на кнопку Start/Stop, продолжая удерживать пластинку. Блин остановится, а ты сможешь отпустить винил, оставив иглу перед битом. Теперь можешь пить кофе и общаться с фанатами; по мере приближения нужного момента снова запускай блин (только сначала возьмись за пластинку) – и ты готов стартовать.

А сейчас самое интересное! Когда игла находится точно перед битом, отпусти пластинку – и не просто убрав руку, а с небольшим толчком по направлению вращения, чтобы пластинка сразу набрала скорость. Ура! У тебя получилось запустить трек точно с начала!

Потренируйся несколько раз, чтобы освоиться с тем, как ведет себя пластинка под рукой. Поиграй с сохранением позиции бита. Старайся, чтобы игла не прыгала. Наконец, обращай внимание на то, чтобы запускать композицию с нужной скоростью, без слышимых отставаний или спешки сразу после запуска.

Теперь, когда ты научился находить первый бит композиции и запускать трек с него, подключим к процессу вертушку слева. Поставь на нее вторую копию пластинки с тем же треком и установи питч в ноль. Выведи этот проигрыватель на колонки, открыв соответствующий фейдер на микшере. Правая вертушка по-прежнему играет только в наушниках, через Cue Mix. Для простоты вертушки слева и справа будем называть A и B соответственно.

Нам нужно научиться стартовать вертушку B так, чтобы ее композиция звучала бит в бит с той, что на танцполе (вертушка A). Так как питч на обеих вертушках на нуле и мы играем один и тот же трек, то волноваться о подстройке BPM нам пока не нужно. На этом этапе задача в том, чтобы научиться запускать трек с вертушки B под бит танцпола и корректировать возникшие ошибки.

Сначала одень наушники так, чтобы одно ухо слышало колонки, а второе – наушники. Лично мне удобнее слушать танцпол левым ухом. На вертушке B через наушники найди первый бит трека. Теперь обрати внимание на танцпол и запусти композицию под очередной бит из колонок. Раз, два, три, четыре, давай!

Совет: Ты облегчишь себе жизнь, если привыкнешь стартовать трек не просто в бит с танцполом, а в такт или, еще лучше, в квадрат. При этом изменения хода композиции в обоих треках будут происходить одновременно, что будет неплохим подспорьем в их синхронизации. Больше о тактах и квадратах ты можешь прочитать в статье о структуре танцевального трека.

Итак, после запуска трека возможны три варианта:

Вариант первый: У тебя все получилось идеально и ты слышишь одновременное «бум, бум, бум» в наушниках и колонках. Трек в наушниках играет точно бит в бит в танцполом.

Отлично! Похвали себя и пробуй заново.

Вариант второй: Ты запустил пластинку на долю секунды позже, и теперь она отстает от танцпола. Вместо одновременного «бум, бум, бум» ты слышишь «бу-бум, бу-бум, бу-бум», причем «бу» в колонках, а «бум» - в наушниках! (Этот «знаменитый» эффект называется «перебитовка», или «паровоз»). Нужно поторопить пластинку, чтобы она догнала танцпол. Это можно сделать так:
Пальцем слегка подтолкнуть пластинку возле яблока или
Крепко взяв вертикальный шпиндель в центре блина пальцами, прокрутить его по часовой стрелке.

Какой из этих методов использовать – дело привычки. Главное, что в результате ты подгоняешь пластинку ровно настолько, чтобы она синхронизировалась с танцполом.

Вариант третий: Ты запустил пластинку на долю секунды раньше, и она опережает танцпол. Это те же «бу-бум, бу-бум, бу-бум», только «бу» теперь в наушниках, а «бум» - в колонках. Нужно притормозить пластинку. Самый распространенный способ – слегка дотронуться до края блина (там, где расположены все эти точки по окружности), пока опережение не исчезнет и трек не синхронизируется с треком на танцполе.

Конечно, с непривычки опять-таки можно переусердствовать и слишком затормозить трек. Тогда снова см. вариант второй.

Тренируйся до тех пор, пока ты не научишься справляться с любым из вариантов и надежно синхронизировать треки. Самое главное умение здесь (говорят, что это самое сложное в сведении) – определить, отстает или опережает одна пластинка другую. Плохая новость: это умение приходит только с тренировкой. Хорошая: его можно довести до автоматизма. Практика, практика, практика!

Подсказка: Если после корректировки треки еще больше разошлись – отлично! Теперь ты знаешь, что ошибался насчет того, отстает или опережает пластинка танцпол. Не проблема, быстро корректируй в другом направлении и делай вид, будто ничего не произошло.

Категория: Мои статьи | Добавил: Stigmat (30.09.2009)
Просмотров: 1887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: