Не глядя на регулятор питча вертушки A слева, перемести его вперед на сантиметр-другой от нуля. Не подглядывай! Теперь трек, играющий на танцпол, имеет больший показатель BPM, чем трек B у тебя в наушниках (его питч остался на нуле). Твоя задача – подобрать питч трека в наушниках так, чтобы его BPM совпал с BPM композиции на танцполе, ориентируясь исключительно на слух. Так как мы работаем с двумя одинаковыми треками, то и питч в итоге должен совпасть.
Важно: Если твои CD-проигрыватели или микшер имеют встроенный счетчик BPM, я настоятельно советую отключить эту функцию на время обучения битмэтчингу. Если это невозможно, заклей соответствующую область на дисплее, чтобы не возникало соблазна подглядывать. Наша цель – научиться битмэтчингу на слух, без подсказок оборудования.
Итак, запустив трек B под танцпол и скорректировав ошибки запуска (если они были), ты быстро услышишь, как правая вертушка начнет отставать. Верно, это отставание нужно убрать. Но сегодня мы пойдем дальше: скорректировав отставание, передвинь питч вертушки B вперед, чтобы ускорить отстающий трек. На сколько? Здесь тебе поможет только твоя интуиция, которую мы развивали в прошлый раз.
После того, как ты это проделаешь, возможны три варианта:
Вариант первый: Ты гуру-битмэтчер и треки звучали вместе без слышимых расхождений в течение довольно долгого времени. Молодец! Проверь себя, сравнив положения питча на обеих вертушках. Если они действительно совпадают – поздравь себя и пробуй опять, изменив питч на вертушке A в любом направлении (не подсматривай!).
Примечание: «Довольно долгое время» – это сколько? По опыту могу сказать, что если треки начинают немного расходиться после 20-30 секунд, то это нормально. Идеал, когда треки звучат бит в бит минутами, сложно достижим, да и не нужен. Процесс перевода с одного трека на другой не предполагает, что ты запустишь второй трек и забудешь о расхождениях. Корректировки в процессе перехода неизбежны. «А как же перебитовки, которые услышит зал?» Трюк в том, что к тому времени ты настолько натаскаешься в этом деле, что будешь их слышать и корректировать задолго до того, как танцпол вообще что-нибудь заметит. Твоя задача в процессе битмэтчинга – обеспечить эти 20-30 секунд между корректировками, чтобы у тебя было время заниматься самим переводом.
Вариант второй: Трек B снова начал отставать от танцпола, но это произошло медленнее, чем поначалу. Хорошо, ты движешься в правильном направлении. Снова исправь отставание и передвинь питч вперед. Не бойся задвинуть питч слишком далеко. Почему? См. ниже:
Вариант третий: Ты подвинул питч дальше, чем нужно и теперь трек в наушниках опережает танцпол. Это просто замечательно, потому что ты заключил правильную точку в интервал между старым и новым положением питча. Корректируй опережение и возвращай питч в середину этого интервала. Теперь, если трек снова будет отставать от танцпола – правильная точка находится между вторым и третьим положением питча; если опережать – то между первым и третьим. Понимаешь? В математике это называется «метод половинного деления».
Таким образом, постоянно сужая интервал, внутри которого находится правильная точка, в конце концов ты будешь передвигать питч туда-сюда на доли миллиметра. В любом случае, треки уже будут держаться в бите «довольно долго». Отлично! См. вариант первый.
Старайся подобрать питч до того, как закончится трек на танцполе. Если не получилось – не беда, переставляй иглу на вертушке A назад и продолжай подбор. Пока ты учишься, это не страшно.
Кстати, биты треков в процессе битмэтчинга могут разойтись настолько сильно, что ты уже не сможешь уследить, какой трек опережает или отстает. Это особенно часто случается в первое время. Не проблема, снова находи первый бит трека B и пробуй с чистого листа.
Совет: Как ты уже заметил, работа с питчем при битмэтчинге требует пристального отслеживания положения ползунка. У некоторых вертушек и большинства CD-проигрывателей процент питча показывается на дисплее, но не у всех. В то же время, практически у всех вертушек ползунок имеет трапециевидную форму, которая делает отслеживание по его центру зависимым от угла зрения. Вместо зарубки посередине ползунка ориентируйся на его край, который ближе к поверхности вертушки (см. фото).
То, что ты сейчас учишься делать, уже максимально приближено к реальной жизни. Следующий шаг – битмэтчинг разных треков. А пока практикуйся снова и снова на одинаковых композициях, пока не набьешь руку и не научишься уверенно подбирать питч.